Варикоцеле: как проходит операция

Варикоцеле — варикоз вен семенного канатика, которые отвечают за стабильный отток крови от яичка. В определенных клинических случаях при таком диагнозе показано хирургическое лечение. В клинике «Открытая урология» в Москве применяется передовой метод вмешательства — микрохирургическая субингвинальная варикоцелэктомия. Возможности современной хирургии и профессионализм наших врачей позволяют успешно оперировать самые сложные случаи варикоцеле без госпитализации. Желание мужчины стать здоровым реализуется за один день!

Особенности варикоцеле

Патологическое изменение сосудов гроздевидного сплетения семенного канатика и внутренних семенных вен не угрожает жизни, но может сопровождаться болью и негативно влиять на фертильные возможности мужчины. Варикоцеле встречается примерно у 15-20% всех мужчин, но встречается примерно у 40% бесплодных мужчин [6][7][8]. Из-за ретроградного (обратного) тока крови в венах семенного канатика застаивается кровь, повышается температура, что приводит к снижению синтеза сперматозоидов, а в дальнейшем — к секреторной форме мужского бесплодия.

Выделяют такие степени тяжести заболевания [2]:

Варикоз обычно возникает слева, правостороннее поражение сосудов встречается реже. Локализация обусловлена анатомией — вена левого яичка расположена перпендикулярно почечной вене, а вена правого яичка впадает в почечный кровоток под острым углом. Резкая смена направления оттока крови предполагает повышенную нагрузку на венозные клапаны. Кроме того, у мужчин в левосторонней вене выше давление кровотока [5].

Варикоцеле может сформироваться на фоне синдрома щелкунчика (NCS — Nutcracker syndrome), который является следствием аортомезентериальной (мезаортальной) компрессии левой почечной вены — сдавливания левой почечной вены верхней брыжеечной артерией [5].

Показания к хирургическому лечению

Операция по удалению варикоцеле [1] проводится в таких случаях:

Устранить варикоз вен семенного канатика нужно перед ЭКО (даже при бессимптомном течении болезни) [3]. Чем выше качество семенной жидкости, тем меньше шансов возникновения врожденных пороков у ребенка.

Микрохирургическая субингвинальная варикоцелэктомия

Операция методом Мармара позволяет снизить риск послеоперационных осложнений, а также сохранить (восстановить) репродуктивную и внутрисекреторную функции яичка. Другие виды операций нередко приводят к рецидивирующему течению заболевания. При субингвинальной варикоцелэктомии существенно снижается риск рецидивов: по сравнению с лапароскопией — в 7 раз, с эмболизацией яичковых вен — в 10 раз, с вмешательством по методу Иваниссевича — почти в 30 раз [4].

К дополнительным плюсам хирургии по Мармару относятся:

Поврежденные ткани восстанавливаются за неделю. До полного восстановления показателей спермы проходит не более 3 месяцев [2].

Противопоказания к операции

Ограничения для оперативного вмешательства релятивные:

Дополнительные персональные противопоказания выявляет врач.

Лечение варикоцеле в клинике «Открытая урология»

Оперирующие урологи-андрологи в совершенстве владеют методом Мармара, используют экспертное ультразвуковое оборудование, а также современные методы местной анестезии.

На первом приеме по поводу варикоцеле врач:

Специальная подготовка к хирургическому лечению не предусмотрена. От пациента требуется лишь удалить волосы в зоне половых органов и паха. Это нужно сделать утром в день операции.

Анестезия

Хирургическое вмешательство проходит под местной анестезией, поскольку во время операции мужчину просят напрячься, чтобы увидеть изменения гроздевидного сплетения семенного канатика и внутренних семенных вен. Для улучшения свертываемости крови, расслабления, снижения тревожности перед анестезией проводится премедикация.

Введение анестетика выполняется тонкой иглой. Диаметр инструмента составляет 0,22 мм. Проводниковая тонкоигольная анестезия полностью нивелирует болевые ощущения, а также снижает риск появления гематом, послеоперационного отека.

Общий наркоз не применяется, но, если пациент боится локального обезболивания, врач может сделать исключение. На результатах лечения это не отразится.

Микрохирургическая субингвинальная варикоцелэктомия

После потери чувствительности врач обрабатывает рабочее поле антисептиком, делает микроразрез радиоволновым скальпелем на уровне корня полового члена. Радионож более безопасен, чем лазер, поскольку не подвергает ткани термическому воздействию.

После рассечения семенной канатик извлекается, расширенные вены последовательно перевязываются под контролем УЗ-аппарата. При этом семявыносящий проток и артерии, питающие яичко, остаются интактными. Обработанные сосуды погружают обратно, разрез ушивают косметическим швом. Со временем на коже остается незаметная полоска. В завершение выполняется контрольное УЗИ. Операция длится не более 45 минут, затем пациента переводят в послеоперационную палату. При удовлетворительном самочувствии клинику можно покинуть через 0.5-1 часа.

Пять причин сделать операцию в нашей клинике

«Открытая урология» — это:

Записаться на консультацию, узнать, сколько стоит лечение варикоцеле, можно по телефону или на сайте клиники.

Ссылки на исследования и публикации:

[1] Varicocele – Клиника Майо. https://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/varicocele/symptoms-causes/syc-20378771

[2] Varicocele: Etiology – Medscape. https://emedicine.medscape.com/article/438591-overview#a8

[3] [Guideline] Jungwirth A, Diemer T, Dohle GR, Giwercman A, Kopa Z, Krausz C, et al. Guidelines on Male Infertility. European Association of Urology. Available at https://uroweb.org/guideline/male-infertility/. 2018; Accessed: April 7, 2021.

[4] Котов С.В., Корочкин Н.Д., Клименко А.А. Рецидивное варикоцеле. Вестник урологии. 2021;9(2):132-141. https://doi.org/10.21886/2308-6424-2021-9-2-132-141

[5] Stephen W. Leslie1; Hussain Sajjad2; Larry E. Siref3. Varicocele. Last Update: May 27, 2022. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK448113/

[6] Reesink DJ, Huisman PM, Wiltink J, Boeken Kruger AE, Lock TMTW. Sneeze and pop: a ruptured varicocele; analysis of literature, guided by a well-documented case-report. BMC Urol. 2019 Jan 31;19(1):14. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30704438

[7] Wang NN, Dallas K, Li S, Baker L, Eisenberg ML. The association between varicocoeles and vascular disease: an analysis of U.S. claims data. Andrology. 2018 Jan;6(1):99-103. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29195012